17-18 мая 2017 года министерство финансов Оренбургской области приняло участие в III Всероссийском конгрессе волонтеров финансового просвещения граждан, который проходил в Корпоративном университете Банка России (г. Одинцово, Московская  область).

В рамках конгресса прошла выставка-ярмарка проектов по повышению финансовой грамотности и был проведен Конкурс видеороликов по финансовой грамотности «Финграмотность в объективе». Где по решению жюри третье место занял видеоролик «Буратино. Подвохи и риски быстрых кредит», созданный авторским коллективом финансового управления администрации города Орска Оренбургской области.

Открывая пленарное заседание первого дня конгресса Председатель Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что направление финансовой грамотности является очень важным элементом работы регулятора. Финансовая грамотность — вторая сторона защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. Банк России вводит в практику поведенческий надзор, надзор за тем как финансовые институты взаимодействуют с клиентами, обеспечивают защиту прав потребителей. Но и потребители, выходя на финансовый рынок, приобретая продукты и услуги, должны понимать свои права и обязанности, которые к ним предъявляют. Почти год Банк России развивает проект «Жалоба как подарок». Анализ поступающих жалоб показывает, что большинство из них по сути являются не жалобами, а вопросами потребителей, не понимающих основ финансового рынка. Еще один фактор, повышающий значимость деятельности по повышению финансовой грамотности, — это развитие финансовых технологий. Технологии, безусловно, вносят позитивный вклад в повышение доступности финансовых услуг, но одновременно с этим они несут новые риски. Банк России считает важной работу с социально уязвимыми слоями населения, разрабатывает специальные программы для детских домов, людей с ограниченными возможностями здоровья. Также следует развивать направление финансовой грамотности для предпринимателей. Повышение уровня финансовой грамотности не может быть разовым проектом. Это масштабная системная постоянная работа одновременно во всех регионах страны. Важно чтобы программа была очень гибкой, открытой, разрабатываемой и реализуемой во взаимодействии с волонтерскими организациями, опирающейся на гражданскую инициативу.

В пленарном заседании первого дня выступили руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», член Центрального штаба ОНФ Виктор Климов, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михал Мамута, директор Департамента Минобрнауки РФ Ирина Мануйлова, председатель Экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России, председатель Наблюдательного совета НП «САПФИР» Анатолий Гавриленко, учитель Ирина Шахонова.

Деловая программа мероприятия двух дней включала тематические круглые столы по различным направлениям.

Директор проекта «Человек и деньги» Фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова и советник генерального директора Фонд «Общественное мнение» Максим Мейер выступили сомодераторами круглого стола «Модели поведения граждан на финансовом рынке: реально ли управлять?». Спикеры и участники обсудили рационально ли поведение потребителей на финансовом рынке и какие факторы на него влияют, какие сложились стереотипы финансового поведения и кто из потребителей больше подвержен манипуляциям и действиям мошенников? Не остались без внимания методы и инструменты сбора данных о потребителях финансовых услуг и прогнозирования их поведения, формирование финансовых продуктов и услуг на основе изучения поведения потребителей.
Руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута и заместитель начальника отдела надзора за крупными и системно значимыми участниками рынка Банка России Надежда Прасолова выступили сомодераторами круглого стола «Поколение Z: как поддержать первые шаги на финансовом рынке?». Существует мнение, что поколение Z, будучи «оцифрованными», проводя больше времени онлайн, лучше разбирается и в цифровых финансовых услугах. Рост цифровых финансовых услуг, снижает барьер физической доступности. Но при этом сразу возникает вопрос ментальной доступности, то есть понимает ли человек, что он делает, достаточно ли он информирован о том, чтобы адекватно принимать решения, обеспечивать ответственное финансовое поведение и не подвергаться угрозам, которые возникают в этой ситуации?

Ряд исследований показали, что при выборе финансового учреждения молодежь ставит критерий наличия онлайн-сервисов лишь на 6-е место. Его с большим отрывом опережают такие критерии, как доверие к банку, вежливость и отзывчивость сотрудников. Кстати, согласно исследованиям the Medallia Institute 91% представителей поколения Z станут скорее всего клиентами того финансового учреждения, которое обеспечит безопасность и защиту персональных данных, быстроту осуществления транзакций и эффективное разрешение возникающих проблем. Около 65% молодежи выступает за инновации, то есть они ищут пути решения своих проблем/вопросов/задач, в том числе и финансовых за счет скорости и новизны.

При этом в образе жизни молодежи есть место деньгам, но нет места банкам – они не понимают, зачем им нужны банки, хотя и пользуются банковскими услугами. Индекс разочарования молодёжи (The Millennial Disruption Index) показывает, что 71% молодых людей скорее будут слушать своего дантиста, чем банкира, в то время как 73% молодёжи решают свои финансовые задачи/вопросы через Google, Amazon, Apple, PayPal или Square, 33% полагают, что им не нужны банки для удовлетворения своих финансовых потребностей. Современная молодежь практически не понимает отличия одних финансовых продуктов от других и последствий их использования.

Рост ЦФУ (цифровые финансовые услуги) это не только возможности, но и риски. Участники круглого стола обсудили кто и как должен предупреждать о них и последствиях использования ЦФУ.

Начальник отдела анализа рисков и перспективных технологий финансовой доступности Банка России Юрий Божор провел в качестве модератора круглый стол «Финансовая грамотность для людей с инвалидностью: форматы и запросы». На нем были представлены результаты обследования доступности среды финансовых учреждений для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилых людей (ЛСИ и МГН), современные подходы к пониманию инвалидности и описание барьеров, препятствующих получению базовых финансовых услуг ЛСИ и МГН). Основными проблемами и барьерами, возникающими у ЛСИ и МГН в доступе к финансовым услугам, являются проблемы физической доступности, интерфейсов и доступа к цифровой информации, отношение персонала финансовых организаций к ЛСИ и МГН, понимание сути финансовых услуг и рисков, возникающих при их использовании, завышение стоимости финансовых услуг для ЛСИ и МГН (прямого или косвенного) либо отказа в обслуживании на основании инвалидности. Участники обсудили существующие передовые инновационные решения и разработки IT-индустрии, позволяющие устранить перечисленные барьеры. Обсудили рекомендации для разработки приложений удаленного доступа к финансовым услугам (интернет-банк, мобильный банк, автоматические службы колл-центров) с учетом их использования людьми с инвалидностью. А также специальные целевые финансовые продукты для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения (МГН), например для приобретения технических средств реабилитации с использованием специального электронного сертификата.

Сомодераторами пленарного заседания второго дня выступили Алексей Саватюгин, президент Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Анатолий Гавриленко, председатель Экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России.
Спикеры и участники обсудили вопросы формирования Сообщества волонтеров финансового просвещения, как центра эффективных практик по повышению финансовой грамотности, призванного помочь потребителю сориентироваться в мире финансов. Поговорили о барьерах, возможностях и сфере деятельности волонтеров финансового просвещения, формах и методах работы волонтеров. К обсуждению был предложен проект «Хартии финансовых волонтеров».

На круглом столе «Финансовое просвещение или как учить взрослых?» обсудили как учить тех, кто уже «все знает», какие методы распространения финансовых знаний целесообразно использовать: индивидуальный подход к каждой группе экономически активного населения или единые тематические стандарты для всех? Сомодераторами выступили заведующая сектором научных разработок Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов, д.э.н.Наталия Калинина и начальник отдела Управления финансовой грамотности Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Вячеслав Крылов.

Жаркие дискуссии вызвали темы круглого стола «Выпускники детских домов: самостоятельная жизнь и финансовая безопасность. Кто может научить и помочь?». Модератором выступила Мария Полянская, финансовый директор, ведущая программы по финансовой грамотности Центра равных возможностей для детей-сирот «Вверх». Участники обсудили целесообразность разработки специальной программы подготовки волонтеров для работы с воспитанниками и выпускниками детских домов. Поговорили о том, кто может стать для них лучшим волонтером, понимающим их проблемы и нужды, смогут ли воспитатели дать нужные знания и навыки, и нужна ли дополнительная подготовка воспитателей? И обсудили, безусловно, важный вопрос ответственности участников финансового рынка, профессиональных объединений за безопасный выход на этот рынок воспитанников детских домов.

p1

p2

p3

p4