Министерством финансов Оренбургской области проведен мониторинг и сформирован рейтинг городских округов и муниципальных районов Оренбургской области по уровню открытости бюджетных данных за 2016 год в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 5 декабря 2016 года № 915-п.

news20170208n01

Целями проведения мониторинга и формирования рейтинга муниципальных образований области по уровню открытости бюджетных данных являются:
стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований к повышению уровня открытости бюджетных данных;
вовлечение населения в бюджетный процесс.

В целях проведения мониторинга и формирования рейтинга были оценены следующие разделы и группы показателей:
I. Информационное наполнение порталов (сайтов) муниципальных образований, предназначенных для размещения бюджетных данных, по следующим направлениям:
1. Характеристика первоначально утвержденного решения о бюджете муниципального образования;
2. Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования;
3. Внесение изменений в решение о бюджете муниципального образования;
4. Проект решения о бюджете муниципального образования и материалы к нему.
II. Размещение сведений муниципальными учреждениями на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях;
III. Информационное наполнение «бюджета для граждан», разработанного на основе решений о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета за предыдущий год;
IV. Общественное участие в бюджетном процессе.

Бюджетные данные считаются доступными для населения области, если их можно найти и ознакомится с ними, потратив на это немного времени. В современных условиях самым простым и экономичным способом сделать данные общедоступными является их размещение в сети Интернет. Поэтому при проведении оценки муниципальных образований области по уровню открытости бюджетных данных оценивались размещенные сведения на сайтах муниципальных образований. В настоящее время органы местного самоуправления в Оренбургской области имеют один или два официальных сайта, где публикуются данные о бюджете. Это сайт финансового органа и администрации муниципального образования. При проведении мониторинга и формировании рейтинга учитывались данные, размещенные на одном из таких сайтов.

По итогам оценки открытости бюджетных данных за 2016 год лидерами рейтинга стали:

news20170208n02

Аутсайдерами рейтинга стали:

news20170208n03

В целом средняя оценка уровня открытости бюджетных данных за 2016 год составила 53,2 балла из 106 возможных или 50,2 процента от максимума. Выше среднего значения получили оценку 18 муниципальных образований области.

По разделу I. «Информационное наполнение порталов (сайтов) городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, предназначенных для размещения бюджетных данных» оценивалась структура и полнота размещенных сведений о первоначально утвержденном бюджете, годовом отчете об исполнении бюджета, внесения изменений в решение о бюджете, а также проект решения о бюджете и материалы к нему.

Лидеры I раздела: Грачевский район (48 баллов из 50 возможных), Бузулукский район и город Медногорск набрали по 40 баллов, Сорочинский городской округ и Оренбургский район – по 38 баллов.

Наиболее удобная форма размещения данных о бюджете была представлена городом Медногорском.

Аутсайдерами I раздела стали Пономаревский район (8 баллов), Первомайский район (10 баллов). Октябрьский, Шарлыкский районы и Абдулинский городской округ набрали по 12 баллов.

Следует отметить, что суммарная балльная оценка по данному разделу таких городских округов, как Абдулинский, Соль-Илецкий, Кувандыкский и Ясненский, занижена по сравнению с другими муниципальными образованиями области, так как они были образованы с 1 января 2016 года. И, как следствие, отчетов об исполнении бюджетов у вышеназванных городских округов быть не может. Но несмотря на этот факт, Соль-Илецкий и Кувандыкский городские округа заняли достойные позиции в рейтинге, набрав 53 и 48 баллов соответственно.

Средняя оценка уровня открытости бюджетных данных по I разделу составила 22,1 балла из 50 возможных или 44,2 процента от максимума. Только 15 муниципальных образований области преодолели порог среднего значения.

По разделу II. «Размещение сведений муниципальными учреждениями на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» оценивалась полнота размещения информации муниципальными учреждениями на официальном сайте bus.gov.ru.

При этом по каждому из показателей раздела допускалось 5-процентное отклонение, для того чтобы сгладить проблемы, связанные с техническими трудностями вышеназванного сайта.

Средняя оценка уровня открытости бюджетных данных по II разделу составила 11,7 балла из 12 возможных или 97,4 процента от максимума. Сразу 38 муниципальных образований области набрали максимально возможные баллы. Это свидетельствует о плановой работе с муниципальными учреждениями по размещению необходимой информации на официальном сайте государственных и муниципальных учреждений bus.gov.ru.

Только 4 муниципальных образования области набрали не максимальное количество баллов – Беляевский (6 баллов), Саракташский (8 баллов), Матвеевский (11 баллов) районы и Ясненский городской округ (10 баллов).

По разделу III. «Информационное наполнение «бюджета для граждан» оценивалась полнота и понятность интернет-брошюр «бюджет для граждан», разработанных на основе решений о бюджете муниципального образования на 2016 год и об исполнении бюджета за 2015 год, размещенных в открытом доступе.

Интернет-брошюры «бюджет для граждан» разрабатываются с целью ознакомления населения с бюджетными данными в простой и понятной для восприятия форме.

Безоговорочным лидером III раздела стал Сорочинский городской округ (34 балла из 35 возможных). Города Орск, Бузулук, Медногорск и Бузулукский район набрали по 26 баллов.

Средняя оценка уровня открытости бюджетных данных по III разделу составила 18,5 балла из 35 возможных или 52,9 процента от максимума. Больше половины муниципальных образований области, а именно 22, преодолели порог среднего значения.

При этом есть муниципальные образования, которые в 2016 году не уделяли должного внимания формированию интернет-брошюр «бюджет для граждан». Это Беляевский (0 баллов), Матвеевский (9 баллов), Северный (10 баллов) районы, а также город Оренбург (11 баллов).

Аналогично первому разделу отмечаем, что суммарная балльная оценка по данному разделу таких городских округов, как Абдулинский, Соль-Илецкий, Кувандыкский и Ясненский, занижена по сравнению с другими муниципальными образованиями области, так как они были образованы с 1 января 2016 года. И, как следствие, брошюр «бюджет для граждан», сформированных на основе отчета об исполнении бюджета за 2015 год у вышеназванных городских округов быть не может.

По разделу IV. «Общественное участие в бюджетном процессе» оценивалось то, как муниципальные образования вовлекают население в бюджетный процесс и насколько им интересны вопросы бюджетной тематики.

Стоит отметить, что участие гражданского общества в бюджетном процессе в муниципальных образованиях области в 2016 году было развито в недостаточной степени. По данному разделу средняя оценка уровня открытости бюджетных данных составила 0,9 балла из 9 возможных или 10 процентов от максимума. Только 11 муниципальных образований области смогли получить положительную балльную оценку.

Наибольшее количество баллов набрал город Медногорск (7 баллов). Это стало возможным благодаря организации на официальном сайте опросов общественного мнения по бюджету, работе форума и функционированию аккаунта в социальной сети facebook. Сорочинский и Соль-Илецкий городские округа набрали 6 и 5 баллов соответственно.

В 2016 году в Оренбургской области институт создания Общественных советов при финансовом органе муниципального образования не развит в достаточной степени. Они созданы и функционируют лишь в пяти муниципалитетах нашего региона. Это Сорочинский и Соль-Илецкий городские округа, ЗАТО Комаровский, а также Грачевский и Бугурусланский районы.

По итогам проведенной оценки министерство финансов Оренбургской области рекомендует муниципальным образованиям области уделить в 2017 году более пристальное внимание вопросам открытости бюджетных данных. При этом следует учесть, что открытость бюджетных данных предполагает не только доступ к ним, но и содержательное наполнение.

 

Приложение.