Налоговая политика


Основные направления налоговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

 

I. Итоги реализации налоговой политики в 2018 году и первой половине 2019 года

В 2018 году основную часть доходов областного бюджета обеспечили поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и акцизов по подакцизным товарам.

Высокий уровень исполнения достигнут за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций, занимающих лидирующие позиции в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Основной прирост поступлений налога на прибыль организаций в 2018 году обеспечен предприятиями топливно-энергетического комплекса, в том числе консолидированной группой налогоплательщиков.

Увеличились поступления налога на прибыль в таких «несырьевых» отраслях экономики области, как электроэнергетика и обрабатывающие производства.

Отмечается рост поступлений налога на доходы физических лиц, который объясняется, в первую очередь, увеличением фонда начисленной заработной платы, а также увеличением прочих доходов физических лиц (сумм, полученных от продажи имущества и имущественных прав, сумм вознаграждения).

На увеличение поступлений акцизов по подакцизным товарам существенное влияние оказало изменение структуры распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Увеличились поступления налога на имущество организаций, что обусловлено:

изменением федерального законодательства в части отмены льгот в отношении движимого имущества;

поэтапным увеличением ставок по отдельным видам имущества, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

проведением инвентаризации налоговых льгот, установленных на региональном уровне;

увеличением налогооблагаемой базы за счет инвестиционной политики, проводимой Правительством Оренбургской области.

Увеличению поступлений в бюджеты муниципальных образований Оренбургской области в 2018 году способствовала передача в бюджеты муниципальных районов (по нормативу 100,0 процента) и городских округов (по нормативу 60,0 процента) государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий при подаче документов через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в части, подлежащей зачислению в областной бюджет.

Исполнение консолидированного бюджета Оренбургской области за I полугодие 2019 года характеризуется следующими особенностями:
высокое исполнение по налогу на прибыль организаций, которое обеспечено за счет увеличения поступлений от организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи газа, нефти и производства нефтепродуктов;

замедление темпа роста налога на доходы физических лиц, обусловленное увеличением сумм возврата налога из консолидированного бюджета;

прирост поступлений акцизов по подакцизным товарам, который связан с увеличением норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъекты Российской Федерации, а также изменением порядка распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию и установлением нового норматива распределения в целях компенсации выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций;

увеличение поступлений по налогу на имущество организаций за счет роста налогооблагаемой базы в связи с оптимизацией налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях, а также прироста поступлений от предприятий – инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Оренбургской области;

снижение поступлений по государственной пошлине за совершение юридически значимых действий федеральными органами исполнительной власти через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с увеличением количества обращений в электронной форме.

На исполнение консолидированного бюджета Оренбургской области в 2019 году оказывают влияние изменения законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.

Внесены изменения в Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года № 1156/343-V-ОЗ «О патентной системе налогообложения», согласно которым с 1 января 2019 года предусматривается индексация размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности.

Предоставлено право плательщикам единого налога на вмененный доход и налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению контрольно-кассовых аппаратов (в размере не более 18 тыс. рублей за один кассовый аппарат).

С 1 января 2019 года освобождается от обложения налогом на имущество организаций имущество онкологических диспансеров, перинатальных центров, многопрофильных больниц, в структуру которых входят онкологические диспансеры и (или) перинатальные центры, принятое на учет с 1 января 2015 года и используемое для оказания медицинской помощи по онкологии, акушерству и гинекологии.

С 2019 года отменен вычет по транспортному налогу в размере платы в систему «Платон» за движение большегрузных транспортных средств по федеральным трассам.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-ОЗ «О транс-портном налоге» и направленные на оптимизацию налоговых льгот (налоговых ставок) по транспортному налогу, не влияющих на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности с учетом соблюдения принципов адресности и нуждаемости, а также поддержку многодетных семей в Оренбургской области.

В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ, начиная с налогового периода 2018 года физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставляются дополнительные налоговые вычеты:

по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка;

по налогу на имущество физических лиц – в размере 5 кв. метров общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

До 31 декабря 2020 года для начинающих предпринимателей при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания предусмотрены 2-летние «налоговые каникулы».

 

II. Внешние условия реализации налоговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

На налоговую политику Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего изменения в федеральном законодательстве:

1) по налогу на прибыль организаций.

До 2024 года включительно пролонгируется зачисление в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 3,0 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 17,0 процента, в целях последующего распределения одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов.

Продляется 50-процентный перенос убытков на будущее до 2024 года включительно.

Вносятся изменения, ограничивающие возможность учета правопреемниками убытков, полученных организациями, реорганизуемыми в форме присоединения или слияния.

Устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций          в размере 0,0 процента в отношении доходов, получаемых региональными и муниципальными музеями, театрами и библиотеками. На постоянной основе продляется действие налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0,0 процента для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.

Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы.

Снимается ограничение на применение инвестиционного налогового вычета участниками консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.

Предусматривается предоставление застройщикам возможности уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность.

Предусматривается введение для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития порядка, в соответствии с которым суммы неуплаченного налога восстанавливаются в случае расторжения соглашения об условиях ведения деятельности на указанных территориях по вине резидентов, по аналогии с порядком, установленным для налогоплательщиков, применяющих льготные налоговые режимы.

Действует мораторий на создание новых КГН и ограничение на внесение изменений в действующие договоры о создании КГН в части присоединения или выхода организаций из этих групп с установлением предельного срока действия договора о создании КГН до 1 января 2023 года;

2) по налогу на доходы физических лиц.

Освобождаются от налогообложения единовременные компенсационные выплаты в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей, медицинским работникам в рамках программы «Земский доктор», произведенные с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей.

Сокращается с 5 до 3 лет минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика;

3) упрощенная система налогообложения.

Предусматривается введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников;

4) единый сельскохозяйственный налог.

Предусматривается внесение изменений, устанавливающих порядок зачисления в местные бюджеты сумм единого сельскохозяйственного налога в зависимости от места осуществления производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки;

5) патентная система налогообложения.

В целях поддержки субъектов малого предпринимательства планируется расширить полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию патентной системы налогообложения:

предоставить полномочия по установлению ограничений для применения патентной системы налогообложения по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта, используемых при применении патентной системы налогообложения; по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади;

предоставить право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на единицу физического показателя (на единицу средней численности наемных работников; на единицу количества автотранспортных средств; на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств; на одно пассажирское место; на 1 кв. метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков; на один объект стационарной и нестационарной торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 кв. метр площади объекта торговой сети и объекта организации общественного питания).

Предполагается расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в том числе за счет включения в него вида предпринимательской деятельности, связанного с животноводством и оказанием услуг в области животноводства, а также вида предпринимательской деятельности, связанного с растениеводством и оказанием услуг в области растениеводства;

6) штрафы и взыскания.

С 1 января 2020 года устанавливается единый принцип зачисления доходов от штрафов в тот бюджет, из которого осуществляется финансирование органа, выявившего нарушение.

Централизацию доходов от отдельных штрафов предлагается компенсировать передачей 5,0 процента платы за негативное воздействие на окружающую среду и 100,0 процента акциза на спирт этиловый из непищевого сырья, 50,0 процента акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию, а также зачислением в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты всех штрафов, налагаемых мировыми судьями, штрафов, выявленных должностными лицами органов муниципального контроля.

III. Цели и задачи налоговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Для обеспечения стабильного социально-экономического развития Оренбургской области путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на территории Оренбургской области планируется установить специальные налоговые условия для специальных инвестиционных контрактов.

В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).

С целью создания комфортных налоговых условий для реализации новых инвестиционных проектов Оренбургской области в законодательство Оренбургской области интегрируется механизм инвестиционного налогового вычета (право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с реконструкцией или модернизацией существующих производств в части имущества по 3–7 амортизационным группам).

Планируется продолжить работу по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области» в 2019 году проводится государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения. Результаты такой оценки могут оказать существенное влияние на изменение налоговой базы в отношении указанной категории земель и, как следствие, на уровень поступлений земельного налога в местные бюджеты.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов:

планируется государственную пошлину (подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежащей зачислению в областной бюджет, с 1 января 2020 года зачислять по нормативу 100,0 процента в бюджеты городских округов Оренбургской области;

на региональном уровне утверждены положения, согласно которым ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор при применении патентной системы налогообложения (Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года № 1156/343-V-ОЗ «О патентной системе налогообложения»);

реализуется механизм поощрения муниципальных образований Оренбургской области за достижение высоких темпов роста налогов при применении специальных налоговых режимов (постановление Правительства Оренбургской области от 15 мая 2012 года № 414-п «Об утверждении методики проведения оценки качества управления муниципальными финансами и результативности мер по повышению эффективности бюджетных расходов городских округов и муниципальных районов Оренбургской области»).

Сохраняют актуальность следующие задачи:

  1. Внедрение системы управления налоговыми расходами (выпадающими доходами областного бюджета, обусловленными налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к государственным программам) и обеспечение ее интеграции в бюджетный процесс.
  2. Распределение действующих налоговых льгот по местным налогам по муниципальным программам.
  3. Приведение методики оценки эффективности налоговых льгот, в том числе предоставляемых физическим лицам, в соответствие с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796.
  4. Определение конечных сроков действия льготных режимов и целевых индикаторов, механизмов регулярной оценки эффективности льготы с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены в случае, если поставленные цели не достигаются.

В 2020–2022 годах продолжится работа по реализации комплекса мер, направленных на улучшение администрирования доходов консолидированного бюджета, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов. При этом особое внимание будет уделяться повышению собираемости налога на доходы физических лиц, а также созданию единой информационной среды налоговых органов.

В целях улучшения условий исполнения физическими лицами обязанности по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, с 2019 года им предоставлено право добровольного перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, которое дополняется правом перечисления налога на доходы физических лиц на основании налогового уведомления.

Результатами проводимой работы должно стать дальнейшее увеличение платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики.

Местные налоги


 

Администрирование доходов


 

письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2019 № 23-01-12/86673 (опубликовано: 03.12.2019, 17:14, размер 1 MB, скачан 6 раз.)

письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2019 № 02-05-10/85294 (опубликовано: 03.12.2019, 17:13, размер 8 MB, скачан 6 раз.)

Письмо министерства финансов Оренбургской области от 28.10.2019 № 07/03-22/2967 «О приведении положений муниципальных правовых актов в соответствии с нормами федерального законодательства» (опубликовано: 29.10.2019, 14:04, размер 30 KB, скачан 82 раз.)

Аналитическая записка о результатах проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов за 2018 год (опубликовано: 17.05.2019, 13:01, размер 73 KB, скачан 30 раз.)

Письмо министерства финансов Оренбургской области от 15.01.2018 № 07/03-26/55 «О направлении информации» (опубликовано: 16.01.2018, 17:10, размер 645 KB, скачан 415 раз.)

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2017 № 02-05-11/40287 (об изменении КБК по доходам) (опубликовано: 27.07.2017, 16:17, размер 1 MB, скачан 351 раз.)

Письмо УФНС по Оренбургской области от 20 июня 2017 года № 20-20/10141 об актуализации сведений а прикладной системе "Анализ имущественных налогов" (опубликовано: 27.06.2017, 16:00, размер 468 KB, скачан 187 раз.)

Постановление Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 № 411-п «Об утверждении плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) в Оренбургской области». (опубликовано: 19.06.2017, 11:17, размер 144 KB, скачан 384 раз.)

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2017 № 03-05-04-03/32309 «Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства». (опубликовано: 09.06.2017, 15:42, размер 263 KB, скачан 233 раз.)

Аналитическая записка о результатах проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов за 2017 год (опубликовано: 17.04.2018, 16:58, размер 67 KB, скачан 5 раз.)

Закон Оренбургской области от 17.12.2010 № 4058/947-IV-ОЗ «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежным к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам» (опубликовано: 10.01.2017, 16:47, размер 24 KB, скачан 97 раз.)

Постановление Правительства Оренбургской области от 07.11.2008 № 398-п «О порядке осуществления бюджетных полномочий главными администраторами (администраторами) доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, являющимися исполнительными органами государственной власти Оренбургской области, и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» (с учетом изменений и дополнений) (опубликовано: 10.01.2017, 16:47, размер 27 KB, скачан 114 раз.)

Аналитическая записка о результатах проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов по состоянию на 31.12.2016 (опубликовано: 07.06.2017, 15:47, размер 44 KB, скачан 105 раз.)

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 20 июля 2016 года № 108 «Об утверждении Порядка принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в областной бюджет по администратору доходов  815 «Министерство финансов Оренбургской области», согласно приложению «Перечень главных администраторов (администраторов) доходов консолидированного бюджета» к закону Оренбургской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период»

Постановление Правительства Оренбургской области от 13 мая 2009 г. N 205-п  «Об утверждении порядка проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов»

Постановление Правительства Оренбургской области от 30.12.2015 № 1022-п «О мероприятиях по обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Оренбургской области»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 18.02.2011 № 17 «Об утверждении порядка уточнения принадлежности (возврата) невыясненных поступлений администраторам доходов областного бюджета»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 21.09.2015 № 147 «Об утверждении перечня кодов подвидов по видам доходов бюджетов бюджетной системы РФ, главными администраторами которых являются органы государственной власти Оренбургской области»

Оценка эффективности налоговых льгот


 

Государственная информационная система государственных и муниципальных платежей


Обновленный расчет рейтинга МО (опубликовано: 17.12.2018, 18:01, размер 463 KB, скачан 192 раз.)
Методика расчета рейтинга субъектов Российской Федерации, отражающего взаимодействие с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных казенных учреждений (опубликовано: 27.06.2018, 09:38, размер 72 KB, скачан 324 раз.)