Налоговая политика


Основные направления налоговой политики Оренбургской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Основные направления налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – основные направления налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей развития Оренбургской области, сформулированных в соответствии с основными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетным прогнозом Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года.

Целью основных направлений налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Оренбургской области.

В среднесрочной перспективе проводимая налоговая политика Оренбургской области будет ориентирована на обеспечение сбалансированности областного бюджета и на дальнейшее совершенствование законодательства Оренбургской области о налогах и сборах с продолжением курса на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и стимулирование инвестиционной привлекательности Оренбургской области.

Главными стратегическим ориентирами будут являться стабильность и предсказуемость налоговой политики, сбалансированность фискального и стимулирующего действия налогов.

Приоритетами Оренбургской области в области налоговой политики являются совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования, стимулирование развитие малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы, интеграция положений Налогового кодекса Российской Федерации в нормативные правовые акты Оренбургской области.

Основные итоги реализации налоговой политики

Начиная с 2014 года, исполнение областного бюджета по доходам осуществляется с учетом положений, установленных в постановлении Правительства Оренбургской области от 10 января 2014 года № 2-п «О плане мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики в Оренбургской области в 2014–2016 годах», указах Губернатора Оренбургской области о мерах по реализации закона Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

В 2009–2012 годах величина налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области в объеме валового регионального продукта (далее – ВРП) оставалась относительно неизменной. Начиная с 2013 года, наблюдается снижение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме ВРП по причине инфляционных процессов, влияния экономических санкций и замедления потенциальных темпов роста российской экономики. Динамику поступлений доходов консолидированного бюджета Оренбургской области в 2009–2015 годах характеризуют данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Оренбургской области в 2009–2015 годах

(процентов к ВРП)
№ п/п Наименование дохода 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Доходы всего (налоговые и неналоговые) 10,05 10,85 10,6 10,73 10,37 9,49 9,22
2. Налоговые доходы – всего, 9,27 10,09 9,84 9,99 9,6 8,81 8,59
в том числе:
налог на прибыль организаций 3,23 3,79 4,15 4,08 3,44 3,56 3,23
налог на доходы физических лиц 3,15 3,4 3,09 3,23 3,33 2,88 2,89
акцизы 0,54 0,72 0,71 0,73 0,75 0,56 0,58
имущественные налоги 1,46 1,62 1,39 1,45 1,59 1,37 1,42

 

В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций.

В 2015 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления налога на прибыль организаций снизились в результате возврата (зачета) переплаты по предоставленным организациями налоговым декларациям к уменьшению за предыдущий налоговый период.

Кроме того, на фактическое исполнение налога на прибыль организаций непосредственное влияние оказывает создание консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН).

Таблица 2. Изменение поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН

(млн. рублей)
Наименование 2012 год 2013 год Отклонение
2013
года от 2012
года
(+,–)
2014 год Отклонение 2014 года от 2013 года
(+,–)
2015 год Отклонение
2015
года от 2014
года
(+,–)
Поступило налога в бюджет области от организаций, входящих в КГН 5 041 3 261 -1 779 3 968 707 2 319 -1 649

 

В абсолютном выражении в 2014 году наблюдается рост поступлений от КГН в сравнении с 2013 годом, что, тем не менее, не позволило достигнуть показателей 2012 года. Исполнение по налогу на прибыль организаций в 2014 году на 1 073 млн. рублей ниже поступлений 2012 года. В 2015 году под влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры продолжилось снижение поступления налога на прибыль организаций, составившее 1 649 млн. рублей по отношению к аналогичному показателю за
2014 год.

Существенным недостатком действующего режима КГН остается сложность анализа и прогнозирования бюджетных доходов на уровне Оренбургской области.

Продолжается активная работа по реализации полномочий Оренбургской области, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.

В целях налогового стимулирования развития субъектов малого предпринимательства перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, с 1 января 2016 года расширен с 49 до 65 видов.

Принят Закон Оренбургской области от 28 апреля 2015 года № 3105/843-V-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения», согласно которому для начинающих предпринимателей предусмотрены двухлетние «налоговые каникулы» в производственной, социальной и научной сферах, в сфере бытовых услуг населению, которые применяются до 31 декабря 2020 года.

Кроме того, на основании Закона Оренбургской области от 12 ноября 2015 года № 3460/974-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» (в части установления налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы) снижена на 1 процентный пункт налоговая ставка для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и осуществляющих деятельность в сферах, по которым установлены налоговые каникулы.

В 2015 году в целях совершенствования учета, мониторинга предоставляемых льгот по налогу на имущество организаций и включения в государственные программы Оренбургской области проведена работа по структурированию льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

В 2016 году Оренбургская область стала первым субъектом Российской Федерации, применившим механизм интеграции в состав государственных программ Оренбургской области такого инструмента, как обоснование необходимости применения налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством Оренбургской области.

На основании Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года № 613/70-III-ОЗ «О налоге на имущество организаций» с 1 января 2016 года льгота по налогу на имущество организаций не распространяется на организации в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения.

В рамках реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации для перехода на определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, используемого для предпринимательской деятельности, сформирован проект перечня в отношении таких видов недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

С 1 января 2016 года предусмотрены единые сроки уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На 2016 год установлен коэффициент, отражающий особенности рынка труда на территории Оренбургской области, применяемый для исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, работающими на основании патентов по найму у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой в Российской Федерации. Данный коэффициент рассчитан с учетом роста индекса потребительских цен, утвержденного на федеральном уровне.

На территории Оренбургской области реализуется Закон Оренбургской области от 5 октября 2009 года № 3119/712-IV-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области», согласно которому инвесторам, осуществляющим капитальные вложения на территории Оренбургской области, предоставляется государственная поддержка в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций или льготы по налогу на имущество организаций.

Стратегические направления налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов

Налоговая политика Оренбургской области направлена на безусловное соблюдение законодательства Российской Федерации.

Во исполнение общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 574, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований (органами местной администрации), осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов доходов, должны быть разработаны и утверждены методики прогнозирования закрепленных за ними доходов в консолидированный бюджет Оренбургской области.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти предлагается:

ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30 процентов налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет;

изменить соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, а именно установив ставку 3 процента для федерального бюджета и 17 процентов – для субъектов Российской Федерации.

Также предлагается изменить подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН, а именно ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками КГН, на сумму убытка, полученного убыточными участниками КГН, размером, не превышающим 30 процентов от прибыли прибыльных участников КГН.

В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на промышленные предприятия на территории Оренбургской области необходимо обеспечить реализацию положений Федерального закона от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которые расширяют существующие меры финансовой поддержки в виде установления пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет для организаций – участников региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а также для организаций – участников региональных инвестиционных проектов – участников специальных инвестиционных контрактов.

При этом при принятии решений о предоставлении налоговых льгот следует исходить из достижения одной из целей налоговой политики – стимулирование экономического роста и развития налогооблагаемой базы, недопущение увеличения уровня расходных обязательств областного бюджета и роста социальной напряженности в обществе. Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок, а решение об их возможном продлении должно быть принято только после проведения анализа эффективности по итогам их применения.

Принятие решений о предоставлении новой льготы, снижения налоговой ставки или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением источника для такого решения.

В целях оптимизации налоговых льгот, не влияющих на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности и не имеющих социального эффекта, органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области необходимо ежегодно производить оценку их эффективности. При этом должны соблюдаться принципы адресности и нуждаемости получателей налоговых льгот, а приоритеты при предоставлении налоговых льгот должны быть отданы тем категориям налогоплательщиков, которые получают реальный экономический эффект.

В среднесрочной перспективе предполагается распределить действующие региональные налоговые льготы по региональным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения: льготы, обязательные к предоставлению в течение пяти лет, трех лет и одного года.

В основу налогообложения доходов физических лиц должен быть положен принцип совершенствования контроля за полнотой и своевременностью его уплаты, для практического достижения которого необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг динамики фонда заработной платы, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы как в целом по экономике в Оренбургской области, так и в муниципальных образованиях Оренбургской области, а также сумм налоговых вычетов.

В целях снижения неформальной занятости в сфере малого предпринимательства необходимо ускорить утверждение особого порядка регистрации, налогообложения и уплаты страховых взносов для «самозанятых» граждан, работающих без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. На федеральном уровне предлагается рассмотреть вопрос о предоставлении физическим лицам, оказывающим на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам и не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможности добровольного уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением получаемых от такой деятельности доходов от обложения налогом на доходы физических лиц на срок до 31 декабря 2018 года.

В связи с обязанностью с 1 июля 2018 года применять контрольно-кассовую технику индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или налогоплательщиками патентной системы налогообложения, в целях снижения их издержек, связанных с закупкой новой техники, предлагается предоставить им право уменьшать суммы исчисленного налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных при условии регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах в размере не более 18 000 рублей за один аппарат.

В рамках предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции для поддержки зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо утверждение на федеральном уровне признаков предпринимательской деятельности с одновременным увеличением административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

В целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры в отношении акцизов на нефтепродукты предлагается:

на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 года по 2019 год сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 году, – 13 100 рублей за 1 тонну;

на автомобильный бензин класса 5 установить ставку акциза на 2017 год в размере – 10 130 рублей за 1 тонну, на 2018 год – 10 535 рублей за 1 тонну, на 2019 год – 10 957 рублей за 1 тонну;

на дизельное топливо установить ставку акциза на 2017 год в размере – 6 800 рублей за 1 тонну, на 2018 год – 7 072 рублей за 1 тонну, на 2019 год – 7 355 рублей за 1 тонну;

на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей установить ставку акциза на период с 2017 года в размере – 5 400 рублей за 1 тонну.

Прочие ставки акциза на 2018 и 2019 годы предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, за исключением алкогольной продукции.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается:

увеличение в 2 раза ставок акциза с 9 рублей до 18 рублей в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин, винных напитков, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и с 5 рублей до 10 рублей в отношении вин с защищенным географическим указанием, защищенным наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанских);

ставки акциза на сидр, пуаре, медовуху, а также пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно установить в таком же размере, как на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно – 21 рубль за 1 литр.

Во исполнение требований Налогового кодекса Российской Федерации на территории Оренбургской области в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 ноября 2015 года № 3457/971-V-ОЗ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2017 года.

В связи с этим до 1 декабря 2016 года представительным органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области необходимо принять и опубликовать соответствующие решения об установлении соответствующих налоговых ставок.

В современном налоговом законодательстве огромное значение уделяется кадастровой оценке имущества. Наиважнейшей задачей для всех уровней власти в Оренбургской области является актуализация кадастровой стоимости объектов имущества. От качества этой работы зависит доходная часть бюджетов и реальная налоговая нагрузка на налогоплательщиков.

В настоящее время в Оренбургской области проводится работа по созданию специализированного государственного бюджетного учреждения и проведению государственной кадастровой оценки.

Налогооблагаемая база, рассчитываемая исходя из кадастровой стоимости, будет определяться с учетом положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 3 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

В последние годы на всех уровнях власти уделяется особое внимание вопросам совершенствования методов администрирования, направленных на улучшение налогового администрирования и расширение информационного взаимодействия.

В целях обеспечения бюджетной устойчивости в Оренбургской области особое значение имеет повышение эффективности мер урегулирования налоговой и неналоговой задолженности и снижение рисков образования новой задолженности.

Налоговая политика будет направлена на проведение целенаправленной и эффективной работы с федеральными, областными и местными администраторами доходов областного бюджета с целью пополнения доходами областного бюджета, выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости налогов, сокращения недоимки и усиления дисциплины плательщиков.

В целях повышения эффективности использования в налоговых правоотношениях пеней предполагается увеличить размер пени с одной трехсотой до одной стовосьмидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Особое внимание необходимо уделять увеличению имеющегося доходного потенциала как Оренбургской области в целом, так и каждого муниципального образования Оренбургской области в отдельности за счет повышения эффективности использования имущества, в том числе земельного фонда, и снижения недоимки по налоговым и неналоговым поступлениям.

Администрирование доходов


Постановление Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 № 411-п «Об утверждении плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) в Оренбургской области». (опубликовано: 2017-06-19 11:17:00, размер 144 kB, скачан 86 раз.)

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2017 № 03-05-04-03/32309 «Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства». (опубликовано: 2017-06-09 15:42:00, размер 263 kB, скачан 53 раз.)

Аналитическая записка о результатах проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов по состоянию на 31.12.2016 (опубликовано: 2017-06-07 15:47:00, размер 44 kB, скачан 2 раз.)

Закон Оренбургской области от 17.12.2010 № 4058/947-IV-ОЗ «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежным к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам» (опубликовано: 2017-01-10 16:47:00, размер 24 kB, скачан 29 раз.)

Постановление Правительства Оренбургской области от 07.11.2008 № 398-п «О порядке осуществления бюджетных полномочий главными администраторами (администраторами) доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, являющимися исполнительными органами государственной власти Оренбургской области, и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» (с учетом изменений и дополнений) (опубликовано: 2017-01-10 16:47:00, размер 27 kB, скачан 30 раз.)

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 20 июля 2016 года № 108 «Об утверждении Порядка принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в областной бюджет по администратору доходов  815 «Министерство финансов Оренбургской области», согласно приложению «Перечень главных администраторов (администраторов) доходов консолидированного бюджета» к закону Оренбургской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период»

Постановление Правительства Оренбургской области от 13 мая 2009 г. N 205-п  «Об утверждении порядка проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов»

Постановление Правительства Оренбургской области от 30.12.2015 № 1022-п «О мероприятиях по обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Оренбургской области»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 18.02.2011 № 17 «Об утверждении порядка уточнения принадлежности (возврата) невыясненных поступлений администраторам доходов областного бюджета»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 21.09.2015 № 147 «Об утверждении перечня кодов подвидов по видам доходов бюджетов бюджетной системы РФ, главными администраторами которых являются органы государственной власти Оренбургской области»