Налоговая политика


Основные направления налоговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

 

 

I. Итоги реализации налоговой политики в 2017 году и первой половине 2018 года

Исполнение консолидированного бюджета по доходам в 2017 году осуществлялось с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 31.03.2017 № 224-п «Об утверждении программы консолидации бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов Оренбургской области на 2017–2019 годы», а также указа Губернатора Оренбургской области о мерах по реализации Закона Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

В 2017 году в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

На увеличение объема поступлений налога на прибыль в 2017 году повлиял рост поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков, который обеспечен за счет увеличения размера перечислений крупнейшим налогоплательщиком – ответственным участником КГН.

Положительную тенденцию по уплате налога на прибыль в 2017 году показали предприятия газовой и горнодобывающей промышленности, транспортные организации.

На уменьшение поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в 2017 году по сравнению с предыдущим годом оказало влияние снижение установленного на федеральном уровне норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом положительная динамика отмечается в поступлениях акцизов на этиловый спирт и пиво в связи с приростом объемов реализации данной продукции.

В целях повышения заинтересованности регионов в обелении рынка розничной продажи крепкой алкогольной продукции с 2017 года изменен порядок распределения доходов от уплаты акцизов на крепкий алкоголь между регионами и федеральным бюджетом, что привело к росту поступлений алкогольных акцизов.

На поступление имущественных налогов продолжает оказывать влияние предоставление на федеральном уровне налоговой льготы в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Сумма данной льготы по итогам 2017 года составляет 1,6 млрд. рублей.

На территории Оренбургской области в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 ноября 2015 года № 3457/971-V-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Оренбургской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2017 года.

До 31 декабря 2020 года для начинающих предпринимателей при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания, предусмотрены двухлетние «налоговые каникулы».

В 2017 году внесены изменения в Закон Оренбургской области «О патентной системе налогообложения», в соответствии с которыми размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в границах территорий опережающего социально-экономического развития, рассчитывается в соответствии с третьей группой муниципальных образований, то есть практически по всем видам предпринимательской деятельности с коэффициентом 0,5.

Увеличению поступлений в бюджеты муниципальных образований в 2017 году способствовала передача в местные бюджеты минимального налога, а также обязательное применение налогоплательщиками с 01.02.2017 при осуществлении расчетов с покупателями контрольно-кассовой техники, которая при расчетах наличными средствами формирует фискальные документы в электронной форме и передает их оператору для направления в налоговую инспекцию.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», в котором исключены ставки платы за негативное воздействие по ряду загрязняющих веществ (сажа и оксид железа), имело место значительное снижение поступлений в консолидированный бюджет области платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В целях мобилизации доходной части бюджета в 2017 году увеличен до 50 процентов объем перечисления в областной бюджет части чистой прибыли государственных унитарных предприятий Оренбургской области и чистой прибыли, подлежащей выплате в виде дивидендов акционерам (участникам) хозяйственных обществ, что позволило мобилизовать в доход областного бюджета 75,5 млн. рублей.

В целях оптимизации налоговых льгот (налоговых расходов), не влияющих на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, а также не имеющих социального эффекта, в 2017 году органами государственной власти и органами местного самоуправления Оренбургской области проведена оценка их эффективности.

Перечень налоговых льгот (налоговых расходов) Оренбургской области за 2016 – 2017 годы представлен в Приложении.

Особенности исполнения консолидированного бюджета Оренбургской области за 1 полугодие 2018 года:

  • влияние значительного зачета переплаты по налогу на прибыль организаций в счет уплаты текущих платежей;
  • снижение доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию в областной бюджет Оренбургской области в связи с изменением порядка распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию;
  • зачисление в местные бюджеты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • увеличение поступлений по налогу на имущество организаций в связи с отменой льгот в отношении государственных органов власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и учреждений, учредителями которых является Российская Федерация (за исключением образовательных).

 

II. Внешние условия реализации налоговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

На налоговую политику Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего, изменения в федеральном законодательстве.

До 2024 года включительно пролонгируется зачисление в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке  3 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации — 17 процентов, в целях последующего распределения одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов.

Снимается ограничение на применение инвестиционного налогового вычета участниками КГН, расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов

коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.

Продляется мораторий на создание новых КГН и ограничение на внесение изменений в действующие договоры о создании КГН в части присоединения или выхода организаций из этих групп с установлением предельного срока действия договора о создании КГН до 1 января 2023 года.

Вводится обязанность для ответственных участников КГН по представлению информации о прогнозируемых поступлениях в налоговый орган по месту своего учета в целях обеспечения эффективного бюджетного планирования.

В целях обеспечения полноты и своевременности уплаты НДФЛ введено право самостоятельного исчисления налоговым органом НДФЛ в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации при продаже недвижимого имущества (с учетом кадастровой стоимости указанного имущества).

Уточнен порядок исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями с учетом отмены декларирования предполагаемого дохода налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме «он-лайн».

Сохраняются на уровне, установленном действующим законодательством о налогах и сборах, ставки акцизов на 2019-2020 годы. Индексация ставок акцизов на 2021 год планируется в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (4%).

Планируется поэтапная передача с федерального на региональный уровень акцизов на нефтепродукты с учетом необходимости решения задачи по поддержке транспортной инфраструктуры городских агломераций при установлении нормативов распределения акцизов между регионами.

Рассматривается вопрос о частичной передаче с федерального на региональный уровень акцизов на крепкий алкоголь с поэтапным переходом в течение 5 лет на распределение по нормативам исходя из объемов розничной продажи алкоголя по данным, отраженным в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

С 1 января 2019 года движимое имущество исключается из объектов обложения налогом на имущество организаций для создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, а также обновления активной части основных фондов организаций (машин, оборудования).

В целях поддержки субъектов малого предпринимательства планируется расширить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (далее – ПСН), за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельности.

Субъектам Российской Федерации предоставляются полномочия по установлению ограничений для применения ПСН:

  • по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  • по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта;
  • по общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади.

При подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа планируется снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа («старт за ноль»).

Планируется установить дифференцированный подход к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

В целях расширения бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) предусматривается возможность установления единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих видов муниципальных образований от отдельных неналоговых платежей, что создаст условия для расширения доходной базы местных бюджетов, позволит учитывать данные неналоговые поступления при взимании «отрицательных» трансфертов и при выравнивании бюджетной обеспеченности в составе доходного потенциала бюджетов муниципалитетов.

Планируется зачисление в областной бюджет части государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий и платы за предоставление федеральными государственными органами сведений, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), в случае подачи заявления в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях увеличения дорожных фондов субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов» бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта предусматриваются с учетом доходов бюджета субъекта от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

В настоящее время остается актуальной задача по эффективному использованию финансовых ресурсов, в том числе за счет анализа бюджетных расходов и повышения их эффективности. В связи с этим планируется внедрение в бюджетный процесс системы учета, анализа и контроля налоговых расходов, что обусловлено их значимостью для достижения целей социально-экономической политики, необходимостью оценить полный объем бюджетных ресурсов, направленных на достижение таких целей.

Создание системы мониторинга налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулярный анализ объемов и оценка их эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении установленных целевых показателей государственных программ, по которым они должны быть распределены.

 

III. Цели и задачи налоговой политики Оренбургской области на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов

Для обеспечения стабильного социально-экономического развития Оренбургской области и муниципальных образований путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на территории Оренбургской области планируется установить специальные налоговые условия для региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).

Для создания комфортных налоговых условий для осуществления новых инвестиционных проектов в Оренбургской области предполагается интегрировать в региональное законодательство механизм инвестиционного налогового вычета в случае предоставления соответствующего права субъектам Налоговым кодексом Российской Федерации (право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с реконструкцией или модернизацией существующих производств в части имущества по 3-7 амортизационным группам).

Планируется продолжить работу по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.

Для перехода на определение налоговой базы исходя из кадастровой оценки имущества по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, используемого для предпринимательской деятельности, планируется утверждение перечня объектов недвижимости в отношении отдельных видов недвижимого имущества (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания).

Планируется расширение перечня доходных источников, подлежащих зачислению в региональный дорожный фонд, в том числе за счет денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов:

на региональном уровне утверждены положения, согласно которым  ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор при применении патентной системы налогообложения (Закон Оренбургской области от 21.04.2017 № 341/75-VI-ОЗ «О внесении изменения в Закон Оренбургской области «О патентной системе налогообложения»);

реализуется механизм поощрения муниципальных образований за достижение наивысших темпов роста налогов при применении специальных налоговых режимов (постановление Правительства Оренбургской области от 15.05.2012 № 414-п «Об утверждении методики проведения оценки качества управления муниципальными финансами и результативности мер по повышению эффективности бюджетных расходов городских округов и муниципальных районов Оренбургской области»);

планируется индексация размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Сохраняют актуальность следующие задачи:

  1. Внедрение системы управления налоговыми расходами (выпадающими доходами бюджета, обусловленными налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к государственным программам) и обеспечение ее интеграции в бюджетный процесс.
  2. Распределение действующих налоговых льгот по местным налогам по муниципальным программам.
  3. Корректировка существующей методики оценки эффективности налоговых льгот, в том числе предоставляемых физическим лицам.
  4. Определение конечных сроков действия льготных режимов и целевых индикаторов, механизмов регулярной оценки эффективности льготы с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены в случае, если цели не достигаются.

           В 2019 – 2021 годах планируется проведение комплекса мер в области улучшения администрирования доходов бюджета, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов. При этом особое внимание будет уделяться повышению собираемости зарплатных налогов, а также созданию единой информационной среды налоговых органов.

В целях улучшения условий исполнения физическими лицами обязанности по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом, предоставление им права:

  • уплаты таких платежей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в случаях, когда регионом на них возложены соответствующие функции;
  • добровольного перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Результатами проводимой работы должно стать дальнейшее увеличение платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики.

Местные налоги


 

Администрирование доходов


 

Письмо министерства финансов Оренбургской области от 15.01.2018 № 07/03-26/55 «О направлении информации» (опубликовано: 16.01.2018, 17:10, размер 645 kB, скачан 347 раз.)

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2017 № 02-05-11/40287 (об изменении КБК по доходам) (опубликовано: 27.07.2017, 16:17, размер 1 MB, скачан 301 раз.)

Письмо УФНС по Оренбургской области от 20 июня 2017 года № 20-20/10141 об актуализации сведений а прикладной системе "Анализ имущественных налогов" (опубликовано: 27.06.2017, 16:00, размер 468 kB, скачан 166 раз.)

Постановление Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 № 411-п «Об утверждении плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) в Оренбургской области». (опубликовано: 19.06.2017, 11:17, размер 144 kB, скачан 356 раз.)

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2017 № 03-05-04-03/32309 «Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства». (опубликовано: 09.06.2017, 15:42, размер 263 kB, скачан 212 раз.)

Аналитическая записка о результатах проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов по состоянию на 31.12.2016 (опубликовано: 07.06.2017, 15:47, размер 44 kB, скачан 92 раз.)

Закон Оренбургской области от 17.12.2010 № 4058/947-IV-ОЗ «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежным к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам» (опубликовано: 10.01.2017, 16:47, размер 24 kB, скачан 90 раз.)

Постановление Правительства Оренбургской области от 07.11.2008 № 398-п «О порядке осуществления бюджетных полномочий главными администраторами (администраторами) доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, являющимися исполнительными органами государственной власти Оренбургской области, и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» (с учетом изменений и дополнений) (опубликовано: 10.01.2017, 16:47, размер 27 kB, скачан 102 раз.)

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 20 июля 2016 года № 108 «Об утверждении Порядка принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в областной бюджет по администратору доходов  815 «Министерство финансов Оренбургской области», согласно приложению «Перечень главных администраторов (администраторов) доходов консолидированного бюджета» к закону Оренбургской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период»

Постановление Правительства Оренбургской области от 13 мая 2009 г. N 205-п  «Об утверждении порядка проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов»

Постановление Правительства Оренбургской области от 30.12.2015 № 1022-п «О мероприятиях по обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Оренбургской области»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 18.02.2011 № 17 «Об утверждении порядка уточнения принадлежности (возврата) невыясненных поступлений администраторам доходов областного бюджета»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 21.09.2015 № 147 «Об утверждении перечня кодов подвидов по видам доходов бюджетов бюджетной системы РФ, главными администраторами которых являются органы государственной власти Оренбургской области»

Оценка эффективности налоговых льгот


 

Государственная информационная система государственных и муниципальных платежей


Методика расчета рейтинга субъектов Российской Федерации, отражающего взаимодействие с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных казенных учреждений (опубликовано: 27.06.2018, 09:38, размер 72 kB, скачан 206 раз.)