Налоговая политика


Основные направления налоговой политики Оренбургской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

1. Итоги реализации налоговой политики в 2016 году и первой половине 2017 года

Исполнение консолидированного бюджета по доходам в 2016 году осуществлялось с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 10 января 2014 года № 2-п «О плане мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики в Оренбургской области в  2014–2016 годах», в первом полугодии 2017 года  – с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 31 марта 2017 года № 224-п «Об утверждении программы консолидации бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов Оренбургской области на 2017–2019 годы», а также указов Губернатора Оренбургской области о мерах по реализации закона Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

В 2016 году в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций, а в консолидированном бюджете области впервые за последние годы – налог на доходы физических лиц.

Изменение структуры доходов бюджета в 2016 году связано со снижением фактических поступлений налога на прибыль в результате увеличения суммы возвратов (зачетов) переплаты по предоставленным организациями налоговым декларациям к уменьшению.

Кроме того, на фактическое исполнение налога на прибыль существенное влияние оказывает неравномерность платежей консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН).

В 2016 году под влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры отмечается минимальный уровень поступлений, который достигался за весь период деятельности КГН. Снижение к уровню 2012 года составило 3 828,0 млн. рублей.

В 2016 году на федеральном уровне проиндексированы ставки акцизов на подакцизные товары и увеличен норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации, что обеспечило высокий процент исполнения данного доходного источника впервые за ряд последних лет.

На замедление темпов роста имущественных налогов продолжает оказывать влияние предоставление на федеральном уровне налоговой льготы в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Сумма данной льготы по итогам 2016 года составляет порядка 1,3 млрд. рублей.

В целях налогового стимулирования развития субъектов малого предпринимательства Оренбургская область в полной мере воспользовалась правами, данными федеральным законодательством субъектам Российской Федерации в рамках специальных налоговых режимов:
введены «налоговые каникулы»;
расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
снижены налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

До 31 декабря 2020 года для начинающих предпринимателей при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания предусмотрены двухлетние «налоговые каникулы».

В 2016 году в рамках повышения качества администрирования доходов всеми администраторами доходов областного бюджета, включая налоговый орган и органы исполнительной власти Оренбургской области, разработаны методики прогнозирования доходов, в которых охвачен каждый доходный источник.

С 25 до 50 процентов увеличен объем перечисления в областной бюджет части чистой прибыли государственных унитарных предприятий Оренбургской области и чистой прибыли, подлежащей выплате в виде дивидендов акционерам (участникам) хозяйственных обществ.
На территории Оренбургской области в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 ноября 2015 года № 3457/971-V-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Оренбургской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2017 года.

В рамках совершенствования администрирования доходов бюджетной системы администраторами доходов консолидированного бюджета продолжается работа по начислению и осуществлению платежей за оказанные услуги в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Особенности исполнения консолидированного бюджета Оренбургской области за первое полугодие 2017 года:
значительное снижение сумм возвратов налога на прибыль организаций по предоставленным налоговым декларациям к уменьшению за предыдущий налоговый период;
снижение нормативов зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты;
зачисление минимального налога в бюджеты городских округов и муниципальных районов области по нормативу 100 процентов;
значительное снижение поступлений от платы за негативное воздействие на окружающую среду по причине изменения федерального законодательства в части исключения при ее расчете из перечня загрязняющих веществ углерода (сажи) и оксида железа.

 

2. Внешние условия реализации налоговой политики Оренбургской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

На налоговую политику Оренбургской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего изменения в федеральном законодательстве.

Так, в 2016 году на федеральном уровне принято решение о централизации 1-процентного пункта налога на прибыль организаций на период 2017–2020 годов и направлении соответствующих средств на дополнительную финансовую поддержку наименее обеспеченным регионам, а также на предоставление стимулирующих грантов по итогам развития налогового потенциала территорий самым динамично развивающимся регионам.

Ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, отменено ограничение срока переноса убытков.

Проводится ряд мероприятий по вовлечению в официальную экономику самозанятых граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, уборщиков жилых помещений и домработниц. Эти категории работников освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов в течение 2017 и 2018 годов.

В части специальных режимов налогообложения увеличен до 150 млн. рублей размер ограничения в виде доходов для применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), до 150 млн. рублей – размер ограничения в виде остаточной стоимости основных средств. Действие единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) продлено до 2020 года включительно.

Предусматривается полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на серверы налоговой службы.

Внесены изменения в законодательство в части совершенствования регулирования оборота алкогольной продукции за счет внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы в точках продажи алкогольной продукции.

С 01.01.2018 отменена льгота по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, установленная на федеральном уровне (правило «двух ключей»).

В целях снижения налоговой нагрузки на владельцев большегрузных транспортных средств установлен налоговый вычет на транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с которых  в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата   в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам (система взимания платы «Платон»).

В целях обеспечения роста собираемости налогов и снижения административной нагрузки для добросовестного бизнеса на федеральном уровне планируются:
предоставление права плательщикам ЕНВД и налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат);
предоставление налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможности уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов;
уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться ЕНВД, патентная система налогообложения и пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков на УСН в связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экологической деятельности (ОКВЭД2);
признание плательщиков единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН) с выручкой более 150 млн. рублей плательщиками НДС для пресечения злоупотреблений и беспрепятственного их встраивания в хозяйственные отношения с плательщиками НДС;
освобождение плательщиков ЕСХН от налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН;
пресечение злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения для минимизации налогообложения по такому виду предпринимательской деятельности, как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. Предлагается ограничить общее количество таких объектов (общую площадь объектов), в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения.

На федеральном уровне прорабатывается вопрос об установлении специфических ставок в отношении неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, а именно в отношении песка природного строительного и песчано-гравийных смесей.
В целях создания условий для предсказуемости формирования и наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предлагается также снижение регулирования со стороны федерального центра налоговых доходов регионов, составляющих основу региональных и местных бюджетов:
1) поэтапная отмена отдельных федеральных налоговых льгот, их передача на региональный уровень. Ставится задача по расширению применения механизма «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, который означает, что они применяются на территории региона в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации;
2) установление моратория на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты;
3) разработка общей методологии оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к налоговым (неналоговым) расходам.

Проектные принципы в работе со льготами предложено использовать и при принятии решений на региональном уровне: необходимо предусматривать конечные сроки действия льготных режимов и целевые индикаторы, механизм регулирования оценки эффективности льготы с точки зрения поставленных целей и механизм корректировки или отмены в случае, если цели не достигаются.

 

3. Цели и задачи налоговой политики Оренбургской области на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов

Для обеспечения стабильного социально-экономического развития Оренбургской области и муниципальных образований путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на территории Оренбургской области планируется установить специальные налоговые условия для региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов и территорий опережающего развития.

В Оренбургской области будут реализоваться положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусматривающие особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).

В целях стимулирования деятельности предпринимателей, осуществляющих деятельность в границах ТОСЭР, с 2018 года планируется снизить стоимость патента.

Для создания комфортных налоговых условий для осуществления новых инвестиционных проектов в Оренбургской области предполагается интегрировать в региональное законодательство механизм инвестиционного налогового вычета в случае предоставления соответствующего права субъектам Налоговым кодексом Российской Федерации (право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с реконструкцией или модернизацией существующих производств в части имущества по 3–7 амортизационным группам).

При этом предстоит решить вопрос возможности и целесообразности установления налоговой льготы по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

В целях повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества предлагается с 01.01.2018 отменить льготы по налогу на имущество организаций в отношении органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, учреждений, учредителями которых является Российская Федерация (за исключением образовательных), Оренбургская область и муниципальные образования области.

Межведомственной рабочей группой, созданной в соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 20.01.2017 № 12-р, проводится работа по формированию перечня объектов недвижимости в отношении отдельных видов недвижимого имущества (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) для определения налоговой базы исходя из кадастровой оценки имущества по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, используемого для предпринимательской деятельности.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов:
на региональном уровне утверждены положения, согласно которым  ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор при применении патентной системы налогообложения (Закон Оренбургской области от 21 апреля 2017 года № 341/75-VI-ОЗ «О внесении изменения в Закон Оренбургской области «О патентной системе налогообложения»);
планируется разработка механизма поощрения муниципальных образований за достижение наивысших темпов роста налогов при применении специальных налоговых режимов;
прорабатывается возможность установления единых нормативов отчислений в бюджеты городских округов и (или) муниципальных районов государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ.

В настоящее время как на региональном, так и на местном уровнях существует большое количество льгот и преференций, при этом значительная часть из них носит бессрочный характер, не направлена на решение какой-либо конкретной задачи экономической политики Оренбургской области, не носит адресный характер.

В целях реализации комплексного подхода к оценке налоговых льгот и иных преференций необходимо осуществлять оценку их эффективности через систему налоговых и неналоговых расходов, определяемых как разница между объемом налоговых и неналоговых доходов, рассчитанных с учетом отсутствия льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам и иным платежам, и объемом налоговых и неналоговых доходов, учтенных при составлении проекта бюджета (фактически поступивших в бюджет).

Сохраняют актуальность следующие задачи:
1) распределить действующие налоговые льготы по региональным и местным налогам на 3 категории в зависимости от срока их обязательного применения: льготы, обязательные к предоставлению в течение пяти лет, трех лет и одного года;
2) с 2018 года – установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональный и местные бюджеты;
3) корректировка существующей методики оценки эффективности налоговых льгот, в том числе предоставляемых физическим лицам;
4) предусмотреть конечные сроки действия льготных режимов и целевые индикаторы, механизмы регулярной оценки эффективности льготы с точки зрения поставленных целей и механизмы корректировки или отмены в случае, если цели не достигаются.

Местные налоги


 

Администрирование доходов


 

Письмо министерства финансов Оренбургской области от 15.01.2018 № 07/03-26/55 «О направлении информации» (опубликовано: 16.01.2018, 17:10, размер 645 kB, скачан 311 раз.)

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2017 № 02-05-11/40287 (об изменении КБК по доходам) (опубликовано: 27.07.2017, 16:17, размер 1 MB, скачан 282 раз.)

Письмо УФНС по Оренбургской области от 20 июня 2017 года № 20-20/10141 об актуализации сведений а прикладной системе "Анализ имущественных налогов" (опубликовано: 27.06.2017, 16:00, размер 468 kB, скачан 161 раз.)

Постановление Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 № 411-п «Об утверждении плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) в Оренбургской области». (опубликовано: 19.06.2017, 11:17, размер 144 kB, скачан 334 раз.)

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.2017 № 03-05-04-03/32309 «Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства». (опубликовано: 09.06.2017, 15:42, размер 263 kB, скачан 208 раз.)

Аналитическая записка о результатах проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов по состоянию на 31.12.2016 (опубликовано: 07.06.2017, 15:47, размер 44 kB, скачан 86 раз.)

Закон Оренбургской области от 17.12.2010 № 4058/947-IV-ОЗ «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежным к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам» (опубликовано: 10.01.2017, 16:47, размер 24 kB, скачан 88 раз.)

Постановление Правительства Оренбургской области от 07.11.2008 № 398-п «О порядке осуществления бюджетных полномочий главными администраторами (администраторами) доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, являющимися исполнительными органами государственной власти Оренбургской области, и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» (с учетом изменений и дополнений) (опубликовано: 10.01.2017, 16:47, размер 27 kB, скачан 100 раз.)

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 20 июля 2016 года № 108 «Об утверждении Порядка принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в областной бюджет по администратору доходов  815 «Министерство финансов Оренбургской области», согласно приложению «Перечень главных администраторов (администраторов) доходов консолидированного бюджета» к закону Оренбургской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период»

Постановление Правительства Оренбургской области от 13 мая 2009 г. N 205-п  «Об утверждении порядка проведения мониторинга задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов»

Постановление Правительства Оренбургской области от 30.12.2015 № 1022-п «О мероприятиях по обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Оренбургской области»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 18.02.2011 № 17 «Об утверждении порядка уточнения принадлежности (возврата) невыясненных поступлений администраторам доходов областного бюджета»

Приказ министерства финансов Оренбургской области от 21.09.2015 № 147 «Об утверждении перечня кодов подвидов по видам доходов бюджетов бюджетной системы РФ, главными администраторами которых являются органы государственной власти Оренбургской области»

Оценка эффективности налоговых льгот


 

Государственная информационная система государственных и муниципальных платежей


Методика расчета рейтинга субъектов Российской Федерации, отражающего взаимодействие с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных казенных учреждений (опубликовано: 27.06.2018, 09:38, размер 72 kB, скачан 145 раз.)