20160412Татьяна Мошкова 11 апреля на брифинге перед журналистами рассказала о результатах реализации долговой политики Оренбургской области за 2013-2015 годы и задачах на 2016 год.

Глава ведомства отметила: «Долговая политика является важнейшим компонентом системы управления финансами Оренбургской области».

Объем долга в 2013 года вырос с 14,8 млрд. рублей до 29,6 млрд.рублей на начало 2015 года.

Министр подчеркнула, что принимаемые руководством региона меры способствуют сдерживанию долговой нагрузки: «За 2015 год нам удалось снизить размер долга на 586,4 млн.рублей, до 28,9 млрд.рублей. При этом мы закрыли кредит, который брали в кредитной организации, выплатив в 2015 году 750,0 млн.рублей».

Помимо долга, возникшего в 1997 году, государственный долг сформировался в результате привлечения бюджетных кредитов в 2010-2015 годах, размещения государственных облигаций 2012-2015 годов выпуска и выдачи государственных гарантий в 2011, 2013 и 2015 годах.

Бюджетные кредиты  из федерального бюджета  в 2010 году предоставлялись на оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи, на строительство, реконструкцию, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

На сегодня структуру государственного долга области составляют:
– бюджетные кредиты 12,1 млрд. рублей или 41,8%
– государственные ценные бумаги 15,1 млрд.рублей или 52,2%
– государственные гарантии 1,7 млрд.рублей или 6%.
С 2013 структура долга года претерпела значительные изменения.

В составе бюджетных кредитов доля задолженности по мировым соглашениям снизилась с 54,2% до 39,8%, тогда как доля долга по бюджетным кредитам, предоставленных их федерального бюджета, возросла с 45,8% до 60,2% на 01.01.2016 года.

Наряду с этим с 2013 по 2016 годы в структуре государственного долга постепенно увеличиваются государственные ценные бумаги с 27% до 52,2%, а доля государственных гарантий за эти годы уменьшилась в два раза. На 01.01.2016 года они занимают 6% от общего объема долга.

«Работая над оптимизацией структуры долга, мы преследуем цель снижения стоимости заимствований за счет замены рыночных заимствований бюджетными кредитами и равномерность распределения долговой нагрузки по годам за счет выпуска долгосрочных облигаций», – отметила министр финансов.

Объем, структура и динамика государственного долга Оренбургской области в 2013-2015 гг. были в значительной степени обусловлены наличием в составе долга задолженности по мировым соглашениям от 4 апреля 2005 года.

Более 47 % от суммы увеличения государственного долга области в 2014 г. пришлось на увеличение долга по мировым соглашениям, которое составило 2,5 млрд. рублей. Прирост долга по мировым соглашениям явился результатом значительного увеличения курса евро к рублю на 31 декабря 2014 г. (68,3 рубля за 1 евро) по сравнению с курсом на 31 декабря 2013 г. (44,9 рубля за 1 евро).

Кроме того, в значительной степени динамика государственного долга Оренбургской области обусловлена динамикой дефицита областного бюджета.

В 2013 г. дефицит областного бюджета составил 10,8 млрд.рублей (увеличение в 4,3 раза к уровню 2012 года).

Аудитором Татьяной Мануйловой причины сложившейся ситуации признаны объективными: «Это связано с сокращением поступлений от налога на прибыль организаций в результате изменения, начиная с 2013 года, порядка начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества и создания института консолидированных групп налогоплательщиков, а также с увеличением расходов областного».

Татьяна Мошкова добавила: «Именно в этом году в бюджетном процессе пересеклись изменения в налоговом законодательстве с потребностью увеличения расходов. Совокупность этих двух факторов привела к недопоступлению в доход более двух миллиардов рублей. Был допущен дефицит выше плана, но выполнены все социальные обязательства: своевременно и в полном объеме выплачена заработная плата работникам бюджетной сферы, все полагающиеся выплаты льготным категориям граждан».

В 2014 г. и 2015 г. дефицит бюджета Оренбургской области был значительно ниже, чем в 2013 г. (3,0 млрд. рублей и 4,0 млрд. рублей).

Бюджет 2016 года принят с дефицитом 2,0 млрд. рублей. «Мы снижаем дефицит, чтобы не наращивать долг» –  сказала Татьяна Мошкова.

В январе — феврале текущего года в Оренбургской области Счетной палатой Российской Федерации совместно со Счетной палатой Оренбургской области проводилось контрольное мероприятие «Проверка формирования и управления государственным долгом Оренбургской области за 2013-2015 годы».

В процессе контрольного мероприятия рассмотрены специфические вопросы, касающиеся бюджетного процесса и динамики изменения долговой нагрузки на областной бюджет.

18 марта 2016 года на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации рассмотрен отчет о результатах контрольного мероприятия.

По итогам проведенного заседания Коллегией Счетной палаты Российской Федерации отмечено, что:
Правительством Оренбургской области реализуется комплекс мероприятий по сокращению государственного долга, оптимизации его структуры и минимизации расходов на его обслуживание. Общая сумма экономии расходов на обслуживание государственного долга за период 2013-2015 гг. в результате грамотного управления государственным долгом составила 1,6 млрд. рублей;
Оренбургская область имеет достаточную региональную нормативную базу в области управления государственным долгом;
использование инструмента государственных заимствований Оренбургской области как источника финансирования дефицита областного бюджета обусловлено необходимостью выполнения возросших бюджетных обязательств по расходам;
Оренбургской областью соблюдаются требования бюджетного законодательства, предъявляемые к государственному долгу и расходам на его обслуживание.

Результат проверки Счетной Палаты показал, что отсутствие нарушений в Оренбургской области в сфере бюджетного законодательства и управления государственным долгом.

«Для меня, как руководителя финансового органа, безусловно, важнее всего отсутствие нарушений законодательства в вопросах управления долгом области. Проверяющие отразили и тот факт, что за этот период политика управления позволила сэкономить более 1,6 млрд. рублей на обслуживании долга, согласитесь, что это немало. А то, что у нас в министерстве поработали коллеги из столь серьезного и уважаемого органа пошло на пользу и нашим специалистам. Они получили советы, обменялись мнениями, укрепились в правоте выбранного курса управления долгом» — прокомментировала Татьяна Мошкова.

В Оренбургской области сформирована обновленная нормативная правовая база в данной сфере. В 2012 году принята новая концепция управления долговыми обязательствами. В 2013 году утверждена государственная программа «Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области» со сроком реализации по 2020 г.

В 2014 году принят план мероприятий по совершенствованию долговой политики и Основные направления государственной долговой политики Оренбургской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

В утвержденном «Бюджетном прогнозе Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года» важное место занимает политика по управлению государственным долгом Оренбургской области.

Объем долговых обязательств не превышает 50% максимально установленного законом порога. Расходы на обслуживание государственного долга составляют 2,5% расходов областного бюджета при нормативно допустимых 15%.

Правительством области проводится взвешенная долговая политика. Она позволяет сохранить объем долга на безопасном уровне. Все это в свою очередь обеспечивает устойчивость областного бюджета.

«Задача долговой политики области – это, конечно, минимизация стоимости заимствований. Но главная цель – устойчивое динамичное развитие Оренбуржья, создание задела на будущее развитие экономики и социальной сферы региона» – добавила Татьяна Мошкова.

За три года активно реализовывался комплекс мер по сокращению размера самого долга, расходов на его обслуживание и преобразование структуры долга.

К мерам по сокращению государственного долга Оренбургской области следует отнести:

1. Меры по сокращению задолженности Оренбургской области по мировым соглашениям от 4 апреля 2005 года
На указанные мировые соглашения приходится значительная часть долга Оренбургской области по бюджетным кредитам. В результате многочисленных обращений Губернатора Оренбургской области к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2015 г. заключены дополнительные соглашения к мировым соглашениям от 4 апреля 2005 г., которые позволили переоформить валютный долг в твердую сумму в рублях. По курсу 44,22 российского рубля за 1 евро. Экономия бюджетных средств в 2015 году составила 149,4 млн. рублей.
«Задолженность по мировым соглашениям снизилась на 2,8 млрд. руб., а самое главное долговая нагрузка областного бюджета перестала зависеть от колебаний курса российского рубля к евро. Считаю, это нашим большим достижением», — прокомментировала Татьяна Мошкова
Заключение дополнительных соглашений позволило также снизить сумму государственного долга области на 1 января 2016 г. относительно 1 января 2015 г. на 37,2 %.

2. Реструктуризация задолженности Оренбургской области перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам
Благодаря кропотливой совместной работе с Минфином РФ, в 2012 году удалось добиться реструктуризации долга. Долг область брала в 2010 году на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи.
Экономия расходов областного бюджета составила 77,2 млн. рублей. Целесообразность для бюджета Оренбургской области проведения реструктуризации задолженности была обусловлена отсутствием в условиях значительного роста дефицита областного бюджета средств для единовременного погашения кредитов.

3. Досрочное погашение Оренбургской областью бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета
В 2013-2015 гг. министерством финансов Оренбургской области было осуществлено досрочное погашение по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета. В частности, по ранее взятому кредиту для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.
Общая сумма экономии расходов на обслуживание указанных кредитов в 2014-2015 гг. в результате их досрочного погашения составила 3,6 млн. рублей.

4. Размещение государственных ценных бумаг Оренбургской области в целях оптимизации структуры государственного долга
В 2013-2015 гг. заимствования путем выпуска и размещения государственных облигаций Оренбургской области осуществлялись в соответствии с программами государственных внутренних заимствований Оренбургской области.
Эмитентом облигаций от имени Оренбургской области в 2013 г. выступало Правительство Оренбургской области, в 2014-2015 гг. — министерство финансов Оренбургской области.
В настоящее время в обращении находятся четыре выпуска государственных облигаций Оренбургской области.
В 2015 г. было осуществлено частичное погашение государственных облигаций Оренбургской области, предусмотренное условиями выпуска облигаций, на общую сумму 2,1 млрд. рублей.
Помимо этого в декабре 2015 г. министерством финансов Оренбургской области были проведены операции по досрочному выкупу облигаций Оренбургской области, размещенных в 2012 г. и 2014 г.
В результате трудоемких переговоров с владельцами ценных бумаг с рынка выкуплено 2 227 590 бумаг по цене ниже номинальной стоимости. Подобные операции в последние годы проводил только Департамент финансов города Москвы.
Экономия расходов областного бюджета в 2015 г. в результате выкупа государственных облигаций по цене ниже номинала составила 4,8 млн. рублей. Кроме того, выкуп облигаций приведет к снижению ассигнований на их погашение и обслуживание за период с 2016 г. по даты завершения погашения и обслуживания на 500,7 млн. рублей.
В результате выкупа облигаций государственный долг Оренбургской области сократился на 1,7 млрд. рублей.
Министерство финансов области, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой на фондовом рынке, полностью разместило на Московской бирже выпуск облигаций Оренбургской области в июле 2015 года в объеме 5,0 млрд. рублей под 14% годовых.

Глава ведомства обратила внимание, что за последние пять лет — это первый выпуск облигаций субъекта РФ, размещенный со столь длительным периодом обращения. Также, Оренбургская область стала третьим за всю историю российского фондового рынка субфедеральным эмитентом, после Москвы и Санкт-Петербурга, разместившим 10-летние облигации.

Не менее важным элементом управления  государственным долгом является использование механизма возобновляемых кредитных линий. Это позволило за три года сэкономить 1,0 млрд. рублей.

Кредитные линии открыты с 1 декабря 2015 года на 450 дней. Кредиты  привлекаются в целях покрытия дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств. Кредитные линии являются возобновляемыми, что позволит неоднократно использовать заемные средства для покрытия кассовых разрывов в случае недостатка ликвидности.

Размещение заказов на оказание услуг по предоставлению кредитов бюджету Оренбургской области осуществлялось путем проведения аукционов в электронной форме. В 2013 г. и 2015 г. было заключено 32 государственных контракта по итогам проведения 32-х аукционов, общая цена контрактов составила 1 394,5 млн. рублей. Победителем всех аукционов являлся ПАО «Сбербанк России».

Управление счетом областного бюджета и использование остатков средств бюджетных (автономных) учреждений вылилось в экономию 268,7 млн. рублей.

Таким образом, экономия средств бюджета в результате активной и грамотной долговой политики, проводимой Правительством области за три года, составила 1,6 млрд. рублей.

Продолжая выступление, министр финансов сказала: «Необходимо понимать, что долг – это не зло, если есть правильная политика его управления и конкретные значимые результаты применения взятых денег.
Правительство Оренбургской области давно изменило подход к управлению долгом области. Нами задан новый вектор – «все привлекаемые финансовые ресурсы должны работать во благо Оренбуржья».

С 2010 года при поддержке Правительства области были открыты новые производственные предприятия:
ООО «Южно-Уральская Горно-перерабатывающая компания»,ООО «Джон Дир Русь» филиал в  г.Оренбурге, молокоперерабатывающие предприятия в г.Бугуруслане и Саракташском районе, два завода по производству стройматериалов – компания «ТИМФОРТ» и ООО «Энергокомплекс Оренбург», Оренбургский Завод Промышленного Цинкования, ООО «Сорочинский маслоэкстракционный завод», завод ООО «Волма-Оренбург», запущены две солнечные электростанции общей мощностью 30 МВт, реализованы многие другие проекты.

Начата реализация крупного инвестиционного проекта по созданию туристко-рекреационного кластера «Соленые озера» в г.Соль-Илецке.

Реестр приоритетных инвестиционных проектов начал формироваться с 2012 года. В настоящее время в реестре состоят 35 предприятий. Общий объем инвестиций по приоритетным проектам составляет около 300 млрд. руб.

В 2015 году в реестр были включены 11 инвестиционных проектов на сумму более 120 млрд. руб., предусматривающие создание свыше 2 тыс. рабочих мест.

Запущена новая технологическая линия по переработке молока («Орен Милк»). Стоимость проекта составила 184 млн. руб., создано дополнительно 60 рабочих мест.

Открыто убойное производство КРС в с.Черный Отрог Саракташского района (ООО «Оренбив»), создано 135 рабочих мест.

На Орском машиностроительном заводе введен в эксплуатацию роботизированный штамповочный комплекс для производства заготовок буровых замков. Инвестиции в проект составили около 430 млн. руб., создано 30 высокотехнологичных рабочих мест.

Введена в эксплуатацию вторая очередь производства на АО «Оренбургские минералы». Общая стоимость проекта 306,1 млн. руб., создано дополнительно 40 рабочих мест.

В 2015 году в городе Оренбурге открыт индустриальный парк «Оренбургский пуховый платок», где образованы новые предприятия и создано более 250 высокопроизводительных рабочих мест.

В Оренбургской области полностью решена проблема с местами в детских садах для детей от 3 до 7 лет.

Создана и постоянно функционирует широкая сеть ФАПов (950 пунктов). В связи с этим в каждый район приобретены высокопроходимые машины;

Приобретается новейшее дорогостоящее оборудование для диагностики и лечения пациентов.

«Рост инвестиций напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюджет, но и позволяет создавать новые рабочие места улучшать уровень и качество жизни населения», — сказала Татьяна Мошкова.

Долговая нагрузка региона находится на безопасном экономическом уровне. Это подтверждает рейтинг Оренбургской области.

С 2011 года рейтинговое агентство Fitch Ratings периодически проводит оценку кредитоспособности области и постоянно присваивает нам стабильный рейтинг. 4 марта 2016 года оно в очередной раз подтвердило кредитные рейтинги Оренбургской области на уровне «BB» (дабл би) со «Стабильным» прогнозом.

«Наш рейтинг отражает умеренный долг региона с ограниченным риском рефинансирования и приемлемые бюджетные показатели. Присвоение рейтинга это своего рода рекомендация инвесторам, гарантия того, что с нами можно работать, вкладывать в область инвестиции» — добавила министр финансов.

Завершая свое выступление, глава областного министерства финансов сказала: «Та политика, которая разработана в Оренбургской области позволяет сохранять сбалансированности областного бюджета, доступ к источникам заемных средств на приемлемых условиях, обеспечение экономически безопасного уровня долга и расходов на его обслуживание. Поэтому, я могу сказать, что государственный долг в Оренбургской области управляем».